COVID-19. Влияние на мировую экономику. Прогноз на вторую половину 2020 года

Просмотров:

22.07.2020


Evge5nia_2.jpgНе случись COVID-19, финансовым рынкам пришлось бы его придумать. Макроэкономические показатели последних лет свидетельствовали, что в экономике назревает рецессия, которой не было с 2009 года. Ее мог спровоцировать любой фактор, и им оказался COVID-19. В статье проведем краткий анализ развития кризиса, рассмотрим ответную реакцию рынков ценных бумаг, нефти и золота, поговорим о возможных последствиях кризиса во второй половине 2020 года.

Реакция мирового финансового рынка на COVID-19 в первой половине 2020

Январь-февраль 2020

Удивительным фактом является то, что вирус практически не беспокоил участников европейского и американского рынков до последних недель февраля, как будто они не предполагали, что вирус может стать глобальным. Страны, которые наряду с Китаем формируют основную часть Азиатского рынка: Южная Корея, Сингапур, Гонконг, в том числе не успели предсказать корректировок финансового рынка.

Со стороны участников финансового рынка было бы логичным изначально спрогнозировать, что картина развития вируса в Китае с запозданием в несколько недель или месяцев повторится и в других концах света в связи с активным передвижением жителей разных стран по миру.

В попытке оправдать аналитиков можно сказать, что COVID-19 стал для всех «черным лебедем», так как еще ни одна эпидемия в истории не приводила к краху финансовых рынков.

«Черный лебедь» — труднопрогнозируемое и крайне редкое событие, имеющее значительные последствия. Термин ввел доктор философии, писатель, статистик, бывший трейдер и риск-менеджер Нассим Николас Талеб. С точки зрения Талеба, практически все значимые научные открытия, исторические и политические события, достижения в сферах искусства и культуры — это события из категории «черного лебедя».   


Март-апрель 2020

В начале марта количество зараженных COVID-19 в Китае стало уменьшаться, при этом индекс деловой активности страны в производственном секторе достиг своего исторического минимума. Правительства европейских стран на тот момент еще не определились со сценарием развития событий, что, в свою очередь, вызвало огромный стресс в мировой экономике.

Держатели инвестиционных портфелей включили в свои прогнозы ограничения, принятые властями, а также корректировки, связанные с экономическими последствиями этих ограничений. В результате инвесторы начали отдавать предпочтение более консервативным финансовым инструментам и перешли к продаже рискованных ценных бумаг. Вместе с тем, покупатели на рынке затаились и не проявляли активности.

Индекс потребления достиг своего исторического минимума. Этот тренд можно проследить на графике индекса потребительской уверенности.

Индекс потребительской уверенности (Consumer Confidence Index, CCI) — индикатор, определяющий степень оптимизма населения относительно состояния экономики; выражается через сценарии потребления и сбережения людей.



Индекс потребительской уверенности сентябрь 2019-июль 2020



Индекс потребительской уверенности 2015-2020

Рынок финансовых инструментов повел себя, как во время финансового кризиса, и не отреагировал на финансовые вливания Европейского центрального банка. Рынок золота претерпел распродажу в сравнении с предыдущими периодами: его цена с начала марта начала расти быстрыми темпами, а потом незначительно снизилась. Несмотря на возникшие корректировки, рынок золота сумел выстоять в этот период острой волатильности — частого и резкого изменения цен в зависимости от разных факторов.

Наверное, самые шокирующие негативные показатели продемонстрировал рынок нефти. В период с марта по конец апреля цена на нефть сначала обрушилась на десятки процентов, после чего котировки фьючерсов и вовсе ушли в отрицательную зону.

Цена на нефть 2006-2020

Источник: U.S. Bureau of Labor Statistics

В результате на рынке образовался столь огромный избыток нефти, что продавцы были вынуждены доплачивать покупателям. Страны-экспортеры нефти в экстренном порядке пересматривали и согласовывали сценарии сокращения ее добычи. Несмотря на это нефть как часть долгосрочного портфеля на тот момент была хорошим вариантом для длительных позиций.

Май-июнь 2020

С мая мировые индексы укрепили свои позиции, но рост цен на драгоценные металлы все еще указывает на нестабильность мировой экономики. Май также задал тренд в рекордном количестве банкротств международных компаний. С каждым месяцем в борьбе за выживание сдавалось все больше фирм, ситуация коснулась даже известных международных брендов. Первой мишенью стал в основном ритейл-сегмент, например, компании JCPenney, J.Crew Group, Neiman Marcus. Также объявила о банкротстве американская компания Hertz, которая до кризиса более 100 лет занималась прокатом автомобилей.

С июня производственная активность стран Европы и США снова выросла, но растущее число инфицированных, а также предпринимаемые различными странами меры, все еще угрожают экономическому росту.

Первое полугодие 2020

За первое полугодие 2020 претерпел кардинальные изменения рынок государственных облигаций США, который традиционно считается самым крупным и ликвидным. До кризиса он показывал более интересную положительную доходность, чем государственные облигации Германии, Австрии, Франции, имеющие отрицательную доходность. В целом кривая доходности по 10-летним облигациям уже находилась в падающем тренде с ноября 2018 года. После кризиса доходность американских облигаций существенно снизилась, и теперь общий уровень доходности как европейских, так и американских облигаций находится на минимальных позициях. Некоторые аналитики полагают, что в скором времени облигации США будут иметь отрицательную доходность, как и европейские облигации.

Показатель безработицы в США многократно превысил показатели кризиса 2008 года. Это пошатнуло индекс активности в производственной сфере и индекс покупательной способности населения.


Индекс безработицы в США 1950-2020


Индекс безработицы в США 2008-2020

В докладе ООН сообщается, что из-за пандемии во II и III кварталах 2020 года могут лишиться работы около 200 миллионов человек. Кризис, вызванный коронавирусом, уверенно погружает экономику в рецессию с исторически высокими уровнями безработицы и бедности. В США предсказывают, что этот кризис может быть столь же сильным, как и тот, что наблюдался во время Великой депрессии.

Тренды, намеченные во время вынужденной самоизоляции

Переход в онлайн

По сути, все сферы, которые во время пандемии доказали свою жизнеспособность в онлайн-режиме, теперь прекрасно будут продолжать работать онлайн. Одним из первых проявился тренд перехода к онлайн-обучению. У школ и университетов за счет этого появится возможность серьезно сэкономить на расходах, связанных с недвижимостью, логистикой, организацией труда и содержанием офисов. Этот тренд также упростит доступ к данным международных университетов, которые с молниеносной скоростью во время карантина разместили свои учебные программы на собственных онлайн-ресурсах.

Нассим Талеб в своих интервью прогнозирует, что в онлайн-формат перейдет и значительная часть бизнеса. «Это не означает, что офисы исчезнут полностью, они просто станут меньше и люди не будут ездить туда каждый день», — считает Талеб. Этот тренд, противоречащий урбанизации, которую мы наблюдали в последние десятилетия, по его мнению, «убьет города»: люди начнут мигрировать из мегаполисов в загородную местность.

Бизнес-поездки

Логичным становится также сокращение путешествий, в особенности деловых поездок. Большинство компаний во время пандемии опробовали работу в удаленном режиме и связь через видеоконференции. Этот опыт показал, что такая модель работает не хуже личных встреч и командировок.

Сокращение бизнес-поездок также приведет к отсутствию активного спроса на нефть, поэтому цены на нее вряд ли вернутся на докризисные позиции. Можно предположить, что многие компании урежут бюджеты на командировки, а также будут закладывать в свои стратегии ликвидные резервы на случай повторения пандемии. В целом, явно будет прослеживаться снижение толерантности ко всем видам корпоративных рисков.

Туризм и перевозки

Среди сфер бизнеса, которым придется приложить максимум усилий для восстановления после кризиса, можно назвать туризм. В этой отрасли еще до пандемии остались только игроки с безупречным сервисом, готовые выделить максимальное количество бонусов для своих клиентов. Гостиничный бизнес, авиакомпании, грузовые перевозки, несмотря на дотации государств, тоже понесут колоссальные потери. С другой стороны, сферы, связанные с удаленной работой, проведением видеоконференций, получат новый толчок к развитию.

Банки и онлайн-сервисы

Клиенты банков, ранее предпочитающие лично посещать филиалы, адаптировались к новым реалиям и начали оказывать финансовые онлайн-услуги. В связи с этим у многих банков будет выигрышная позиция, так как они одними из первых внедрили развитую IT-инфраструктуру, создав собственные мобильные приложения.

Если ранее онлайн-сервисами в основном пользовались молодые и прогрессивные жители мегаполисов, то на данный момент киносервисы, заказы в Интернете, доставка еды стали частью быта более широкого круга людей. Это можно считать началом долгосрочного тренда.

Потребительский опыт

Пандемия также сказалась на потребительских привычках людей: во время пребывания в самоизоляции они научились избегать спонтанных покупок. Крупнейшие мировые бренды объявляют о банкротстве или приостанавливают производство. Например, Zara объявила о закрытии 1200 магазинов по всему миру. При этом компания уже давно увеличивала онлайн-рынок продаж, чтобы уменьшить затраты на содержание магазинов.

А вот luxury-сегмент был абсолютно не готов к изменению потребительских привычек. В онлайн-ресурсах все чаще появляется информация о том, что такие известнейшие мировые бренды, как Chanel, Hermès, Patek Philippe и Rolex, временно приостановили производство. Аналитики предполагают, что в 2020 году закроется до 15 тысяч розничных магазинов.

Итоги и прогнозы

Обзоры рынков, которые появлялись в течение первого полугодия 2020 года, свидетельствуют, что каждый месяц вносил непредсказуемые корректировки. Даже сегодня мало кто из аналитиков берет на себя ответственность прогнозировать ситуацию на рынке в ближайшее время. В основном это связано с ожиданием второй волны вируса, отсутствием информации о полном снятии карантина и возвращении свободного авиасообщения.

Вторая половина 2020 станет серьезным испытанием для корпоративной устойчивости, а также для деловых отношений между компаниями, партнерами, финансовыми организациями. Начнется дискуссия по поводу роли государства, а также вариантов его влияния на бизнес и принятие стратегических решений. Особенно ярко это может проявиться в странах ЕС. Возникнет спрос на модель государств сходных с ОАЭ, которые уделяют большое внимание социальным программам гарантированного дохода населения, а также сектору социального здравоохранения.

Текст: Евгения Грабловитц 



Назад к списку
Просмотров:

Материалы по теме: